I ЭТАП — ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ (1999—2004 гг.)
Концептуальная основа формирования и развития Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзора) (ранее — Государственной лицензионно-аттестационной службы Кемеровской области (ГЛАС КО) была определена Федеральной программой развития образования, утверждённой Федеральным законом Российской Федерации от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ, Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
Федеральная программа развития образования предусматривала:
— создание независимой государственной аттестационной службы контроля качества образования,
— разработку механизмов обеспечения защиты обучающихся от некачественного образования в образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, типов и видов,
— совершенствование механизмов лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.
В целях повышения эффективности процедуры лицензирования и аттестации образовательных учреждений Кузбасса, и в связи с начавшейся в стране «массовой» аттестацией образовательных учреждений распоряжением Губернатора области А. Г. Тулеева от 12.07.1999 г. № 698-р в структуре Администрации Кемеровской области на базе соответствующего отдела департамента образования была создана независимая Государственная лицензионно-аттестационная служба (далее — Служба).
Постановлением Кемеровского областного Совета народных депутатов первого созыва от 17.09.1999 г. № 155 Службе были предоставлены права юридического лица.
Распоряжением Губернатора области от 29.09.1999 г. № 983-р были утверждены Положение о Службе, её структура и штатное расписание.
Согласно Закону Кемеровской области «О схеме управления Кемеровской областью» от 19.11.2001 г. № 92-ОЗ Служба являлась отраслевым органом государственной власти Кемеровской области (государственным органом управления образованием), уполномоченным осуществлять на территории области:
— лицензирование образовательной деятельности учреждений, организаций всех типов и видов независимо от организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности (за исключением учреждений высшего профессионального образования);
— контроль за исполнением образовательными учреждениями лицензионных требований и условий;
— аттестацию образовательных учреждений всех типов и видов (за исключением учреждений среднего и высшего профессионального образования);
— мониторинг и контроль качества образования.
Распоряжением Губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева от 24.01.2001 г. № 114-р Службе были дополнительно переданы функции по лицензированию образовательных учреждений среднего профессионального образования.
В структуре Службы в 1999—2004 годах функционировали четыре отдела:
— отдел лицензирования образовательной деятельности,
— отдел аттестации образовательных учреждений (организаций),
— отдел мониторинга (до сентября 2002 года — отдел квалиметрии),
— финансово-экономический отдел.
2. Основные направления деятельности в 1999—2004 гг.
Процедуры лицензирования, аттестации осуществлялись службой как единая система оценки условий, содержания и результатов деятельности образовательного учреждения.
Каждая из этих форм и их тесная взаимосвязь обеспечивали основу для проведения мониторинга образовательной деятельности (исследования состояния, динамики развития и качества образования в образовательных учреждениях (организациях) Кемеровской области), разработки новейших методик и технологий процедур лицензирования и аттестации, формирования эффективных управленческих подходов к повышению качества образования как важнейшему направлению его модернизации.
Важным направлением деятельности Службы являлось совершенствование нормативно-правовой базы организации лицензирования и аттестации образовательных учреждений области в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации и Кемеровской области.
Были разработаны и действовали:
Положение «Об организации аттестации образовательных учреждений Кемеровской области» (ноябрь 1999 г.) и дополнения к нему:
«Об аттестации учреждений дополнительного образования детей (январь 2000 г.);
«Об аттестации общеобразовательных школ-интернатов, общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» (январь 2001 г.)
«Об аттестации специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» (январь 2001 г.)
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.08.2000 г. № 2439 «О внесении изменений и дополнений в Положение о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений», Законом «Об образовании в Кемеровской области» от 28.12.2000 г. № 110-ОЗ и в целях регулирования аттестационных технологий с учётом особенностей региона в марте 2002 г. была утверждена новая редакция Положения «Об организации аттестации образовательных учреждений Кемеровской области».
В целях создания механизма реализации Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 г. № 796 в январе 2001 г. было разработано и утверждено Положение «Об организации лицензирования образовательной деятельности на территории Кемеровской области», которое чётко определяло компетенцию Службы как лицензирующего органа, систематизировало требования к соискателям лицензии, регламентировало процедуру лицензирования с учётом особенностей региона.
Необходимость совершенствования нормативно-правового обеспечения лицензирования образовательной деятельности в связи с приказом Министерства образования РФ от 23.04.2001 г. № 1800 «Об утверждении форм бланков лицензии на осуществление образовательной деятельности, приложений к ней и документов, представляемых на лицензионную экспертизу» обусловила разработку и утверждение в ноябре 2001 г. новой редакции Положения «Об организации лицензирования образовательной деятельности на территории Кемеровской области» с большим пакетом приложений к нему, положения об организации контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, о реестре лицензий на право осуществления образовательной деятельности, выданных Государственной лицензионно-аттестационной службой Кемеровской области.
Одним из направлений деятельности являлось информационно-методическое обеспечение лицензирования образовательной деятельности, аттестации образовательных учреждений и мониторинга качества образования. С этой целью Службой были изданы сборники документов и материалов:
«Аттестация образовательных учреждений Кемеровской области» (три издания — 2000, 2001, 2002 гг.),
«Основные требования к лицензированию образовательной деятельности» (2001 г.),
«Аттестация учреждений начального профессионального образования» (2002 г.),
«Аттестация образовательных учреждений дополнительного образования детей» (2003 г.),
«Аттестация дошкольных образовательных учреждений» (2003 г.)
В Службе формировалась обширная информационная база о состоянии и развитии региональной системы образования Кузбасса.
Были созданы и постоянно пополнялись банки данных (реестры): государственных и муниципальных образовательных учреждений области по городам (районам), по типам и видам; выданных лицензий; аттестуемых образовательных учреждений области; итогов тестовых испытаний обучающихся в процессе аттестации образовательных учреждений; привлекаемых специалистов (экспертов); материально-технического, кадрового, учебно-методического, информационного обеспечения воспитательно-образовательного процесса в образовательных учреждениях Кемеровской области, на основе которых отлеживалась динамика развития и осуществлялся мониторинг качества образования в регионе.
В ноябре 2002 г. Служба стала победителем федерального конкурса в рамках реализации приоритетных направлений Федеральной программы развития образования и успешно выполнила научно-исследовательскую работу «Создание программы по совершенствованию нормативно-правовой базы и методического обеспечения процедур лицензирования образовательной деятельности и аттестации общеобразовательных учреждений». Работа выполнялась в сотрудничестве с Информационно-методическим центром государственной аккредитации Министерства образования Российской Федерации (г. Йошкар-Ола).
В марте 2003 года ГЛАС КО победила в российском конкурсе по проектам приоритетного направления «Федеральные экспериментальные площадки по апробации элементов независимой от органов управления образованием системы оценки качества образования» в рамках реализации Федеральной программы развития образования в 2003 году» (тема «Формирование и апробация элементов регионального механизма системы оценки качества образования в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования») и выиграла грант на проведение исследовательских и экспериментальных работ.
Опыт работы по лицензированию образовательной деятельности и аттестации образовательных учреждений в Кемеровской области обсуждался и получил высокую оценку на заседаниях Коллегии Министерства образования РФ.
II ЭТАП — ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (2004—2009 уч. г.)
1. Структура и полномочия службы.
В 2004/05 — 2008/09 годах значительно расширились полномочия ГЛАС КО (Кузбассобрнадзора):
— в 2006 году к компетенции службы был отнесён контроль за соблюдением лицензионных требований и условий вузами, находящимися на территории Кемеровской области;
— в 2007 году были переданы функции по государственной аккредитации образовательных учреждений Кемеровской области и полномочия по осуществлению надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ в области образования.
Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2007 г. в связи с изменением действующего законодательства в сфере образования Государственная лицензионно-аттестационная служба Кемеровской области (ГЛАС КО) была переименована в Государственную службу по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор).
Проведённая реструктуризация полномочий стала следствием реорганизации органов управления образованием Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была создана Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. № 300 было утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, в соответствии с которым Рособрнадзор наделялся полномочиями по надзору и контролю за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, аттестации научных и научно-педагогических кадров; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования.
Кроме того, Рособрнадзор осуществлял лицензирование, аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, а также научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного образования), проверки их деятельности и др.
На региональном уровне — в Кемеровской области — эти полномочия передавались Государственной службе по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор).
С 1 января 2009 года Кузбассобрнадзор, наряду с лицензированием образовательной деятельности и аккредитацией образовательных учреждений, приступил к осуществлению в полном объёме в рамках переданных федеральных полномочий, в соответствии со статьёй 28.1 Закона Российской Федерации Об образовании функций контроля и надзора в сфере образования, в том числе:
— надзора за соблюдением действующего законодательства РФ,
— контроля за исполнением лицензионных требований и условий,
— контроля качества образования.
Главной задачей этого этапа в деятельности службы было повышение уровня и обеспечение современного качества образования в образовательных учреждениях Кемеровской области.
2. Основные направления деятельности: реализация разрешительных полномочий
2.1. Лицензирование образовательной деятельности
На протяжении 2004/05—2008/09 гг. в Кузбассе шёл устойчивый рост количества образовательных учреждений, ежегодно проходящих лицензионную экспертизу (диаграмма 1).
Диаграмма 1
Динамика объёмов лицензирования
На 01.09.2009 г. в Кемеровской области были полностью лицензированы (100%) следующие типы образовательных учреждений:
— общеобразовательные школы-интернаты (III тип),
— специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (V тип),
— учреждения начального профессионального образования (VI тип),
— учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) — XII тип.
Приближались к стопроцентному порогу:
— общеобразовательные учреждения (II тип),
— образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей) — IV тип,
— специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (VIII тип),
— учреждения дополнительного образования детей (X тип).
Важным направлением деятельности был контроль за выполнением лицензионных требований и условий.
За 5 лет ГЛАС КО (Кузбассобрнадзором) было проведено 386 проверок соблюдения образовательными учреждениями лицензионных требований и условий осуществления образовательного процесса (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Динамика объёмов проверок соблюдения лицензионных требований и условий
С конца 2007 года — в соответствии с изменениями в Законе об образовании РФ, в ведение лицензирующего органа перешла функция аннулирования лицензий (ранее аннулировать лицензию на право ведения образовательной деятельности мог только суд).
По итогам проверок в 2008-2009 году Кузбассобнадзором были аннулированы 7 лицензий на право осуществления образовательной деятельности.
Лицензирование стало одним из действенных механизмов повышения качества образования в регионе.
2.2. Аттестация (государственная аккредитация) образовательных учреждений
Функции по организации и проведению государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций Кемеровской области были переданы Кузбассобрнадзору Постановлением коллегии Администрации Кемеровской области от 25.09.2007 № 262, в связи с изменением действующего законодательства об образовании.
До сентября 2007 года Кузбассобрнадзор осуществлял процедуру аттестации образовательных учреждений, процедура государственной аккредитации находилась в компетенции Департамента образования и науки Кемеровской области.
Динамика объёмов аттестации и государственной аккредитации ОУ по годам представлена на диаграмме 3.
Диаграмма 3
Динамика объёмов аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений
Начиная с 2004—2005 учебного года в Кемеровской области отмечается последовательный рост числа образовательный учреждений, проходивших аттестационную (аккредитационную) экспертизу.
На диаграмме 4 представлено количество образовательных учреждений, проходивших процедуру аттестации (аккредитации) в 1999—2004 и 2004—2009 годах.
Диаграмма 4
Количество образовательных учреждений (по территориям),
проходивших процедуру аттестации, аккредитации за 10 лет
Количество городских ОУ, прошедших аттестацию/аккредитацию, выросло во втором пятилетии в 2.2 раза к 1999-2004 годам, сельских ОУ — в 3.1 раза.
Позитивный характер происходящих в системе образования Кузбасса изменений подтверждается и тем, что одновременно с ростом числа образовательных учреждений, проходивших акредитационную экспертизу, идёт последовательное снижение доли не аттестованных (не аккредитованных) по результатам экспертизы образовательных учреждений) (диаграмма 5) .
Диаграмма 5
Динамика численности образовательных учреждений Кемеровской области,
имеющих отрицательный результат прохождения процедур аттестации/аккредитации
(1999/2000 уч. г. — 2008/2009 уч. г.)
Если в 2004—2005 году было не аттестовано каждое четвёртое образовательное учреждение из проходивших аттестацию, то в 2008—2009 году — только 1%.
Это стало результатом ответственной, адресной работы Кузбассобрнадзора, муниципальных органов управления образованием, руководителей и коллективов образовательных учреждений, постоянного взаимодействия по вопросам организации и проведения государственной аккредитации.
3. Основные направления деятельности: контрольно-надзорная деятельность
3.1. Контроль качества образования
В качестве одного из базовых количественно измеряемых показателей качества образования ГЛАС КО (Кузбассобрнадзор) рассматривала уровень предметной обученности обучающихся, который выявлялся в ходе педагогических измерений (тестирования обучающихся) в рамках процедуры аттестации (государственной аккредитации) образовательных учреждений.
Контроль уровня предметной обученности давал возможность выявить эффективность преподавания и освоения учебных дисциплин, а также — корректировать программы развития образовательных учреждений, муниципальных и региональной системы образования в целом.
Тенденции, характерные для региональной системы образования в 2004—2009 годах по ступеням обучения представлены на диаграммах 6—7.
Стабильно высокие показатели уровня обученности на протяжении всего периода демонстрировала начальная ступень обучения (диаграмма 6).
Диаграмма 6
Результативность выполнения проверочных работ по русскому языку и математике обучающимися
начальной ступени городских и районных общеобразовательных учреждений Кемеровской области
(2003/2004 уч. г., 2008/2009 уч. г.)
Результативность выполнения тестовых заданий обучающимися составляла по русскому языку в среднем 95%, по математике — 89%. Это самая высокая результативность среди обучающихся всех ступеней обучения.
На основной ступени обучения (диаграмма 7) динамика уровня обученности за 10-летний период характеризовалась следующими тенденциями:
— уровень обученности обучающихся городских школ по русскому языку в 2008—2009 учебном году практически равен показателям 2001—2002 учебного года;
— показатели уровня обученности по русскому языку обучающихся сельских школ снизились (на 11%), однако кривая снижения не являлась последовательным нисходящим трендом, т. к. обнаруживала годичные колебания на уровне плюс-минус 4—8%;
— результативность выполнения проверочных работ по математике выросла в 2008—2009 году к уровню 2001—2002 года на 8% у обучающихся городских школ, и осталась относительно стабильной у обучающихся сельских школ (72%);
— на основной ступени обучения сохранялся разрыв в показателях выявленного уровня обученности между обучающимися городских и сельских школ в пользу обучающихся городских ОУ (13—14%).
Диаграмма 7
Результативность выполнения проверочных работ по русскому языку и математике обучающихся
ступени основного общего образования городских и районных общеобразовательных учреждений Кемеровской области (2001/2002 уч. г. — 2008-2009 уч. г.)
На старшей ступени обучения:
— выявленный в 2008—2009 учебном году уровень обученности по русскому языку в городских ОУ был выше показателя 2004—2005 года на 6%;
— по математике уровень обученности вырос за 5 лет в городских образовательных учреждениях — на 11%, в сельских — на 6%.
— расхождение уровня обученности в городских и сельских образовательных учреждениях на этой ступени обучения составляло в среднем 6—8% в пользу обучающихся городских ОУ.
Показатели, выявленные в ходе контроля качества образования в образовательных учреждениях региона в 2004/2005—2008/2009 учебных годах совпали с результатами международных исследований ТИМСС, ПИЗА и ПИРЛС, которые проводились в России в 2006—2007 годах, а также — общероссийскими и кузбасскими результатами ЕГЭ.
Это свидетельствовало об объективности выявленных специалистами Кузбассобрнадзора трендов.
Особый интерес по итогам завершающего года анализируемого периода (2008—2009 учебного года), и с учётом первых результатов ЕГЭ, представлял анализ структуры предметных предпочтений общеобразовательных учреждений при выборе учебных дисциплин для проведения педагогических измерений (диаграмма 8).
Диаграмма 8
Структура предметных предпочтений (2008—2009 уч. г.)
Лидерами по частоте выбора являлись:
— предмет «Обществознание» в цикле гуманитарных дисциплин: его выбрали 48% ОУ,
К наименее востребованным предметам относились «Литература» (2% ОУ), «История» (3% ОУ) и «Иностранный язык» (11% ОУ).
Выявленные предпочтения подтвердились в последующие годы в ходе выбора обучающимися предметов для государственной итоговой аттестации (ЕГЭ).
3.2. Контроль и надзор за соблюдением действующего законодательства РФ в сфере образования
Для реализации функции надзора за соблюдением действующего законодательства в Кузбассобрнадзоре был создан отдел надзора и правового обеспечения.
Предметом контроля Кузбассобрнадзора являлось
— соблюдение и исполнение законодательства РФ в области образования, в том числе соблюдение и исполнение образовательным учреждением предусмотренных лицензией условий осуществления образовательной деятельности в случае, когда лицензия получена им в уполномоченном органе субъекта РФ, то есть — в Кузбассобрнадзоре;
— исполнение предписаний (в рамках переданных полномочий) об устранении нарушений образовательным учреждением законодательства РФ, лицензионных условий, несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся государственным образовательным стандартам, об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности.
Работа по надзору Кузбассобрнадзор осуществлял и раньше — специалисты службы вели контроль соблюдения лицензионных требований и условий.
Принципиально новым направлением деятельности явился надзор за соблюдением действующего законодательства РФ в области образования.
К числу подконтрольных Кузбассобрнадзору были отнесены
— образовательные учреждения любой формы собственности: государственные, муниципальные, частные, расположенные на территории Кемеровской области (за исключением ОУ ВПО, российских ОУ, расположенных за пределами РФ, образовательных учреждений ДПО и научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и ДПО, по которым установлены федеральные государственные требования),
— органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
В 2008—2009 учебном году в рамках исполнения переданных полномочий по надзору за исполнением действующего законодательства в области образования было проведено 39 проверок соблюдения законодательства.
По нарушениям, выявленным в ходе проверок, 31 образовательное учреждение было поставлено на контроль, 22-м из них направлены предписания с требованием устранения выявленных в ходе проверок нарушений, установлен срок их исполнения. По итогам года 100% направленных предписаний были исполнены. Информация о выявленных нарушениях направлялась главам городов, учредителям образовательных учреждений и в территориальные органы управления образованием.
Отработанная в 2009 году схема реализации надзорных функций была положена в дальнейшем в основу деятельности Кузбассобрнадзора.
III ЭТАП — Расширение полномочий.
Государственная регламентация в сфере образования.
(2009/2010 — 2013/2014 уч. гг.)
1. Расширение полномочий.
Целью Кузбассобрнадзора в 2010—2014 годах было формирование современных, эффективных моделей предоставления государственных услуг, совершенствование методов и форм реализации контрольно-надзорных функций, создание механизмов контрольно-надзорной деятельности, направленных на повышение её результативности и конструктивного воздействия на развитие региональной системы образования.
С 1 января 2009 года Кузбассобрнадзор, наряду с лицензированием образовательной деятельности и аккредитацией образовательных учреждений, осуществляет в рамках переданных федеральных полномочий, в соответствии со статьей 28.1 Закона Российской Федерации Об образовании надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования, контроль качества образования.
В январе 2009 года были внесены соответствующие изменения в Положение о государственной службе по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области. В соответствии с Положением основными функциями Кузбассобрнадзора являлись:
Соответственно, в структуре Кузбассобрнадзора были сформированы 6 отделов: отдел лицензирования, отдел государственной аккредитации, отдел надзора и правового обеспечения, отдел контроля качества образования, финансово-экономический отдел, информационно-аналитический отдел.
Специалистами Кузбассобрнадзора была разработана соответствующая законодательству РФ нормативная правовая и организационно-методическая база по всем переданным полномочиям (разрешительным процедурам и контрольно-надзорным функциям).
В 2010 году Федеральным законом от 08.11.2010 № 293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования» Государственной службе по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области было дополнительно передано полномочие Российской Федерации в сфере образования — подтверждение документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (апостилирование).
Новый этап в деятельности Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области начался в 2013 году с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с законом, Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор) исполняет на территории Кемеровской области функции по государственной регламентации образовательной деятельности.
Статья 90 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет целью государственной регламентации образовательной деятельности установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.
Государственная регламентация образовательной деятельности включает в себя:
— государственный контроль (надзор) в сфере образования.
К компетенции Кузбассобрнадзора отнесено также подтверждение документов об образовании и (или) квалификации.
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области образования специалистами Кузбассобрнадзора были разработаны и утверждены административные регламенты оказания государственных услуг:
— Административный регламент по предоставлению Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области государственной услуги «Лицензирование образовательной деятельности» (утвержден постановлением Губернатора Кемеровской области от 24 мая 2012 г. № 24-пг),
— Административный регламент Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области по исполнению государственной функции «Контроль соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности» (утвержден постановлением Губернатора Кемеровской области от 28 мая 2012 г. №26-пг),
— Административный регламент Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области по исполнению государственной функции «Осуществление федерального государственного надзора в сфере образования» (утвержден постановлением Губернатора Кемеровской области от 26 ноября 2013 г. № 94-пг),
— Административный регламент Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области по исполнению государственной функции «Осуществление федерального государственного контроля качества образования» (утвержден постановлением Губернатора Кемеровской области от 25 декабря 2013 г. № 105-пг).
До 2011 г. действовал разработанный специалистами службы региональный административный регламент по подтверждению документов об образовании, ученых степенях и званиях (апостилированию), до 2012 года — по государственной аккредитации образовательных учреждений (организаций).
В настоящее время предоставление государственных услуг по государственной аккредитации образовательной деятельности и подтверждению документов об образовании и (или) квалификации) осуществляется в соответствии с федеральными административными регламентами.
В 2014 году в соответствии с приказами Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» и от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» на Кузбассобрнадзор дополнительно возложены функции по контролю соблюдения порядка проведения государственной итоговой аттестации на территории Кемеровской области.
Полномочиями Кузбассобрнадзора на 01.07.2014 являются:
2. Итоги деятельности Кузбассобрнадзора
2.1. Лицензирование образовательной деятельности
С 2010 по 2014 гг. выданы/переоформлены 4408 лицензий на осуществление образовательной деятельности.
Динамика предоставления государственной услуги отражена на диаграмме 1.
Диаграмма 1
Структура лицензирования в 2010-2014 гг.
Данные диаграммы представляют основные тенденции в сфере лицензирования образовательной деятельности, сформировавшиеся за последние три года:
— уменьшение количества заявлений о выдаче лицензий (приложений к лицензиям): за 2010—2013 гг. количество заявлений о выдаче сократилось в 4.4 раза;
— количественное преобладание заявлений о переоформлении лицензий (приложений к лицензиям) над заявлениями о выдаче лицензий (приложений к лицензиям): в 2011 г. — в 1.4 раза к 2010 г, в 2012 г. — в 2.1 раза к уровню 2011 г., в 2013 г. — в 1.5 раза к уровню 2012 г.;
— снижение общего количества заявлений на лицензирование (всех видов), которое составило в 2013 году 55% к уровню 2011 г и 41% к уровню 2012 г.;
— пик активности заявителей приходится на 2012 год: в Кузбассобрнадзор поступило максимальное за последние пять лет количество заявлений.
Данная динамика обусловлена тем, что в условиях бессрочного действия лицензий на осуществление образовательной деятельности, основная масса образовательных организаций Кемеровской области завершила внесение необходимых изменений в учредительные документы и образовательные программы в соответствии с действующим законодательством. С учетом того, что сроки реализации норм Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ в части внесения изменений в уставные документы образовательных организаций продлены до 2016 г., в 2014—2015 учебном году и первой половине 2015—2016 года активность лицензиатов вновь будет расти.
За 15 лет специалисты Кузбассобрнадзора выдали/переоформили свыше 12600 лицензий на осуществление образовательной деятельности (диаграмма 2).
Диаграмма 2
Количество выданных/переоформленных Кузбассобрнадзором лицензий (1999-2014 гг.)
В настоящее время имеют лицензию практически все организации, ведущие образовательную деятельность на территории Кемеровской области, лицензирование которых находится в компетенции Кузбассобрнадзора.
2.2. Аккредитация образовательной деятельности
В течение пяти последних лет Кузбассобрнадзором выдано/переоформлено 1819 свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности (диаграмма 3).
Диаграмма 3
Количество свидетельств о государственной аккредитации, выданных Кузбассобрнадзором в 2010-2014 гг.
Характерной для данного периода была тенденция увеличения количества переоформляемых свидетельств о государственной аккредитации образовательной деятельности, наметившаяся в 2011 году и подтвердившаяся в 2012 году. Если в 2011 году были выданы 369 свидетельств (из них 122 — переоформлены), то в 2012 году количество переоформленных свидетельств возросло в 4 раза (492).
Резкий рост количества переоформленных свидетельств объяснялся следующими причинами:
— изменением законодательства в сфере образования, принятие новых нормативно-правовых актов, касающихся изменения наименования образовательных учреждений и организаций;
— реализацией норм, установленных Федеральным законом № 83-ФЗ от 08.08.2010 г. (о переходе на бюджетные, автономные, казенные учреждения);
— передачей в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования и сменой их статуса.
В 2013 году количество переоформленных свидетельств о государственной аккредитации уменьшилось почти в 10 раз к уровню 2012 г. Уменьшилось при этом и общее количество выданных свидетельств — в 1.7 раза с 2011 к уровню 2013 года.
Причиной такой динамики явилось в первую очередь то, что в настоящее время практически все общеобразовательные организации Кемеровской области имеют свидетельства о государственной аккредитации (98.7%), при этом срок действия свидетельства об аккредитации увеличен до 12 лет.
На 2014—2015 и 2015—2016 учебные годы вновь прогнозируется рост количества заявлений на государственную аккредитацию и переоформление свидетельств, в связи с завершением действия свидетельств о государственной аккредитации, выданных общеобразовательным учреждениям в 2010-2011 годах на 5-летний срок.
Кроме того, прогнозируемый рост активности связан с вступлением в силу статей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, срок реализации которых продлен до 2016 г.
Всего за 1999—2014 год Кузбассобрнадзором было проведено 4591 аттестационных/аккредитационных процедур, выдано свыше 4.5 тысяч положительных аттестационных заключений (до 2007 г.) и свидетельств об аккредитации. Динамика по годам представлена на диаграмме 4.
Диаграмма 4
Количество процедур аттестации / государственной аккредитации
В 2013 году Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области был проведен мониторинг качества предоставления государственных услуг, находящихся в компетенции Кузбассобрнадзора.
В ходе мониторинга было проведено анкетирование получателей государственной услуги. В анкетировании приняли участие свыше 400 человек, что составило около 30% всех заявителей.
Всем участникам опроса было предложено в соответствии с представленными в анкетах критериями удовлетворенности выставить оценку по пятибалльной шкале по основным параметрам организации и порядка предоставления государственных услуг, оценить качество работы специалистов Кузбассобрнадзора. Средние оценки по итогам опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Удовлетворенность заявителей качеством и доступностью предоставления государственных услуг
№ п/п
Критерий оценки
Средняя оценка
1
Удовлетворяет ли Вас график работы Кузбассобрнадзора?
4.8
2
Удовлетворяет ли Вас детальность и доступность информации о порядке предоставления услуги?
4.8
3
Удовлетворяют ли Вас сроки получения услуги?
4.8
4
Удовлетворены ли Вы консультациями, ответами на Ваши вопросы, объяснениями сотрудников, работающих с Вами?
4.9
5
Удовлетворены ли Вы оснащением места получения услуги (наличие мест для заполнения документов, стендов с информацией о порядках предоставления услуг?
4.8
6
Удовлетворяет ли Вас качество оказанной Вам услуги в целом?
4.9
Суммарная оценка качества, полученная в ходе мониторинга, по услуге «Лицензирование образовательной деятельности» по итогам опроса составила 4.6 балла (по пятибалльной шкале), по услуге «Государственная аккредитация образовательной деятельности» — 4.8, по услуге «Подтверждение документов об образовании и (или) квалификации) — 5 баллов.
Мониторинг выявил повышение количественных значений оценки заявителями деятельности Кузбассобрнадзора в 2013 году в сравнении с 2012 годом (4.32 балла). Это свидетельствует о высоком уровне качества и доступности государственных услуг, высокой степени удовлетворенности заявителей.
2.3. Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации
Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области с января 2011 года предоставляет государственную услугу «Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации».
Итоги работы за 2011—2013 гг. показали востребованность данной услуги гражданами Российской Федерации, которые выезжают за пределы государства для трудоустройства, для продолжения образования, или на постоянное место жительства. Около 70% заявителей обращались для подтверждения документов о высшем образовании (2012 г. — 67%, 2013 — 68% от общего количества заявителей).
С 2012 г. наблюдается постепенное увеличение (в среднем за год на 30%) количества подтверждаемых документов. За 2011—2014 годы подтверждены 256 документов об образовании и (или) о квалификации, в том числе за 6 месяцев 2014 года — 25 документов.
За все время предоставления государственной услуги «Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации» не было принято решений об отказе в подтверждении документов.
Суммарная оценка качества и доступности государственной услуги «Подтверждение документов об образовании и (или) квалификации), полученная по итогам мониторинга 2013 года, составила 5 баллов (по 5-балльной шкале). Оценка заявителей — главное подтверждение уровня профессионализма, ответственности и эффективности работы специалистов службы.
2.4. Контрольно-надзорная деятельность (2010—2014 гг.)
За пять лет (2010—2014) специалистами Кузбассобрнадзора в рамках реализации переданных контрольно-надзорных полномочий проведено 2529 проверок. Динамика контрольно-надзорной деятельности по годам приведена в диаграмме 5.
Диаграмма 5
Количество проверок в 2009 — 2014 гг.
Возрастание объемов контрольно-надзорных мероприятий является устойчивым трендом периода (за исключением 2013 года).
На 2014 год Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области запланировано проведение 753 проверок образовательных учреждений и организаций, на 12% больше, чем в 2013 году.
Таким образом, в 2014 году объем контрольно-надзорных мероприятий Кузбассобрнадзора вырос в 2 раза к уровню 2010 года. Классификация проверок по предмету представлена в диаграмме 6.
Диаграмма 6
Количество проверок в сравнении по отделам за 2010—2014 гг.
Количество проверок в рамках лицензионного контроля выросло с 2010 по 2013 год в 2.3 раза, соблюдения законодательства Российской федерации в сфере образования — в 1.9 раза, контроля качества образования — на 15%.
Это — выражение системных изменений государственного регулирования в образовании: смещения центра тяжести в 2010—2014 годах с разрешительных процедур (лицензирования и государственной аккредитации) на контрольно-надзорные функции и полномочия.
Результативность контрольно-надзорной деятельности нашла выражение в динамике роста количества предписаний, выданных образовательным организациям по итогам проверок (диаграмма 7).
Диаграмма 7
Количество предписаний, выданных по результатам проверок за 2010—2014 гг.
Показателем эффективности контрольно-надзорной деятельности Кузбассобрнадзора является то, что в среднем около 90% выданных предписаний были исполнены в установленный срок. Результаты ни одной проверки не были опротестованы, ни одно предписание, выданное Кузбассобрнадзором за 5 лет, не было обжаловано.
По фактам неисполненных предписаний составлялись протоколы, возбуждались дела об административных правонарушениях.
Общая сумма штрафов, наложенных на юридических и должностных лиц в 2010 году составила 70 тысяч рублей, в 2011 году — 1509 тысяч рублей, в 2012 году — 1411 тысяч рублей, в 2013 году составила 2 миллиона 421 тысяча рублей. За первое полугодие 2014 года сумма наложенных штрафов уже составила 1.5 млн. руб.
Динамика объемов штрафных санкций по годам представлена в диаграмме 8.
Диаграмма 8
Динамика объемов штрафных санкций (2010—2014 гг.)
В целом по результатам контрольно-надзорной деятельности Кузбассобрнадзора в муниципальные бюджеты за 2010 — 2014 гг. поступило 4.4 млн. руб.
С учетом государственных пошлин, которые поступили от заявителей за предоставления государственных услуг (лицензирование, государственная аккредитация, подтверждение документов об образовании — 16.7 млн. руб.), общий объем средств, перечисленных по итогам работы Кузбассобрнадзора в бюджет Кемеровской области только за последние 5 лет составил более 21 миллиона рублей.
2.5. Контроль за исполнением порядка организации и проведения ГИА-2014
С 2014 года Кузбассобрнадзор как контрольно-надзорный орган в сфере образования в полном объеме осуществляет контроль за соблюдением установленного законодательством об образовании порядка проведения государственной итоговой аттестации.
Ранее сотрудники службы только составляли протоколы по уже выявленным при проведении экзамена нарушениям.
В настоящее время в соответствии с пунктом 40 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 26 декабря 2013 г. № 1400, специалисты Кузбассобрнадзора присутствуют в ППЭ в день проведения экзамена, ведут контроль за его проведением на местах, в случае нарушения порядка проведения государственной итоговой аттестации составляют протоколы об административных правонарушениях по ч. 4 ст. 19.30 КРФ об АП.
Начальник Кузбассобрнадзора был введен в состав ГЭК Кемеровской области в статусе заместителя Председателя ГЭК, 4 представителя Кузбассобрнадзора вошли в состав ГЭК, 4 сотрудника работали в предметных и конфликтных комиссиях, 30 — непосредственно в образовательных учреждениях городов и районов области, в которых размещены ППЭ.
Кузбассобрнадзор осуществлял контроль на всех этапах и уровнях организации и проведения ЕГЭ.
В марте — апреле 2014 года Кузбассобрнадзором были проведены проверки готовности муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций к проведению ГИА по следующим направлениям:
— соответствие пунктов проведения экзамена (ППЭ) требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации;
— наличие на официальных сайтах информации, предусмотренной порядком проведения ГИА;
— уровень информированности обучающихся 11 классов, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций о порядке проведения ЕГЭ.
Были проверены все 86 ППЭ Кемеровской области. В результате были выявлены проблемы с обеспечением наличия безбарьерной среды, оборудованием ППЭ металлоискателями и средствами видеонаблюдения.
Одновременно были дистанционно проверены сайты 34 муниципальных органов управления образования и 68 образовательных организаций (по 2 в каждой из территорий) в части соблюдения требований к публикации на официальных сайтах МОУО и ОО информации, установленной Порядком проведения ЕГЭ.
По итогам проверок было выявлено, что только 20.6% органов управления и 42.6% проверенных образовательных организаций своевременно и в полном объёме опубликовали необходимую информацию о сроках и порядке проведения государственной итоговой аттестации.
Для определения уровня информированности обучающихся 11 классов, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций о порядке проведения ЕГЭ было проведено анкетирование участников ЕГЭ.
Было опрошено около 3 тысяч обучающихся 11-х классов и около 500 руководителей, заместителей руководителей образовательных организаций, педагогов.
Выявленный в ходе мониторинга общий уровень информированности участников государственной итоговой аттестации о порядке проведения ЕГЭ был оценен как недостаточный для эффективного проведения экзаменов, предотвращения возможных нарушений.
В апреле 2014 года проведено заседание коллегии Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, посвященное вопросам контрольно-надзорной деятельности по подготовке к проведению и организации государственной итоговой аттестации на территории Кемеровской области в 2013—2014 учебном году.
На основании итогов проведенных Кузбассобрнадзором проверок муниципальным органам управления образования было рекомендовано:
— привести пункты проведения экзаменов в соответствие с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, обратив особое внимание на организацию видеонаблюдения,
— проверить наличие, полноту, достоверность и актуальность информации, предусмотренной порядком проведения ГИА на официальных сайтах МОУО и ОО (или наличие работающих ссылок на специализированные сайты), разместить недостающую информацию, обновить содержание сайтов;
— проанализировать текущий уровень информированности обучающихся 11 классов, руководителей и заместителей руководителей образовательных организаций о порядке проведения ЕГЭ; провести дополнительную работу по информированию участников государственной итоговой аттестации.
В соответствии с решением коллегии, проверки готовности муниципальных органов управления образованием и образовательных организаций к проведению ГИА-2014 были продолжены.
На 20 мая 2014 г. специалистами Кузбассобрнадзора были повторно проверены все 86 пунктов приема экзамена в 34 территориях региона.
Проверки показали, что выявленные ранее недоработки устранены, все ППЭ соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, в части обеспечения необходимых условий по санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, противопожарным нормам, а также — в части соответствия требованиям, определенных Порядком проведения государственной итоговой аттестации.
С 26 мая по 11 июня (на всех экзаменах основного периода) сотрудники Кузбассобрнадзора в качестве должностных лиц Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области и членов ГЭК (4 человека) присутствовали в пунктах проведения ЕГЭ в территориях Кемеровской области, осуществляли контроль за исполнением Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.12.2013 № 1400 (диаграмма 9).
Диаграмма 9
Осуществление контроля за проведением ЕГЭ-2014 (основной период)
Наряду с этим 31.05.2014 и 06.06.2014 должностные лица Кузбассобрнадзора осуществляли контроль за исполнением «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», утвержденного приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 на ОГЭ по русскому языку и математике (диаграмма 10).
Диаграмма 10
Осуществление контроля за проведением ГИА-9 (основной период)
В целом в ходе проведения ГИА-2014 на каждом экзамене контролем со стороны Кузбассобрнадзора были охвачены от 23% до 55% ППЭ в 34 территориях области (диаграмма 11).
Диаграмма 11
Охват ППЭ контрольными мероприятиями Кузбассобрнадзора (ЕГЭ, экзамены основного периода, %)
При проведении ОГЭ контролем Кузбассобрнадзора на экзаменах по русскому языку и математике было охвачено соответственно 12% и 17% ППЭ области.
При осуществлении контроля соблюдения Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования было зафиксировано 4 нарушения, в том числе 3 нарушения участниками ЕГЭ пункта 45 Порядка:
— наличие у 2-х участников ЕГЭ средств связи (мобильного телефона) в аудитории для проведения экзамена (гг. Кемерово, Новокузнецк);
— наличие у 1 участника ЕГЭ справочных материалов в аудитории для проведения экзамена (г. Ленинск-Кузнецкий);
Участники ЕГЭ, допустившие нарушения, были удалены с экзаменов.
Кроме того, было выявлено нарушение руководителем ППЭ временного регламента проведения экзамена по русскому языку (г. Мариинск).
По выявленным нарушениям составлены и направлены в суд 4 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.30 КРФ об АП.
В сравнении с 2013 годом количество зафиксированных в ходе ЕГЭ нарушений снизилось в 2.6 раза (2014 — 4 протокола, 2013 г. — 11).
Благодаря активной позиции и оперативности должностных лиц Кузбассобрнадзора, значительное число организационных проблем и недостатков, выявленных в ходе контроля, были устранены сотрудниками ППЭ до начала экзаменов.
В целом при проведении ГИА-2014 практически не было допущено нарушений процедуры проведения экзаменов, сбоев в их организации, к контролю за экзаменами на каждом ППЭ были привлечены общественные наблюдатели, и в целом обеспечен честный, достоверный прозрачный ЕГЭ в Кемеровской области.
2.7. Информационно-аналитическая работа
На протяжении 2010—2014 годов был поэтапно осуществлен переход к предоставлению в электронном виде государственных услуг, находящихся в компетенции Кузбассобрнадзора.
В рамках реализации системы «Электронное правительство» Кузбассобрнадзор от стадии информационного присутствия (2010 год) перешел к стадии непосредственного транзакционного взаимодействия с потребителями услуг через Единый портал государственных и муниципальных услуг. (www.gosuslugi.ru)
В 2013 году была завершена вся необходимая организационно-техническая работа и обеспечена готовность к предоставлению в электронном виде услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации. В июле — сентябре 2014 г. Кузбассобрнадзором будет запущен эксперимент по предоставлению услуг по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений в электронном виде на базе семи образовательных организаций (пилотное учреждение — ГОУ СПО «Прокопьевский транспортный техникум»).
В сентябре 2009 года начал работу официальный сайт Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области — www.kuzbassobrnadzor.ru, на котором, в соответствии с требованиями Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» размещена вся необходимая информация о задачах, функциях, структуре Кузбассобрнадзора, основных направлениях деятельности, представлены нормативные правовые документы о порядке предоставления государственных услуг и осуществления контрольно-надзорных функций, информация для органов управления образования и образовательных учреждений.
На сайте работают интерактивные модули «Электронная очередь» и «Готовые к выдаче документы», что упорядочивает процедуру оформления и получения оформленных лицензий, система обратной связи с заявителями, педагогической общественностью, гражданами, включающая электронную приемную и гостевую книгу.
Полное соответствие сайта Кузбассобрнадзора требованиям федерального законодательства подтверждено результатами проверки Прокуратуры Кемеровской области, проводившейся в ноябре 2013 г.
Об актуальности, значимости и востребованности информации, размещенной на сайте Кузбассобрнадзора, свидетельствует устойчивый рост числа посетителей сайта на протяжении 2010—2013 гг. (диаграмма 12).
Диаграмма 12
Динамика количества посещений официального сайта Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (2010—2013 гг.)
За четыре года (2010—2013 гг.) число посещений сайта выросло более чем в 10 раз. За первое полугодие 2014 года на сайте уже зарегистрировано 18316 посещений.
В январе 2013 года Кузбассобрнадзор заключил соглашение о взаимодействии с ГКУ Кемеровской области «Уполномоченный многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Кемеровской области», представляющим МФЦ в 20 городах и районах региона.
Соглашение обеспечивает для физических и юридических лиц доступ к полной и достоверной информации о государственных услугах, предоставляемых Кузбассобрнадзором («Лицензирование образовательной деятельности», «Государственная аккредитация образовательной деятельности», «Подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации»), а также возможность подачи документов для получения госуслуги по подтверждению документов непосредственно по месту жительства, без выезда в г. Кемерово.
В рамках информационно-аналитической работы Кузбассобрнадзор формирует и представляет отчеты об итогах работы по осуществлению переданных полномочий в Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, Администрацию Кемеровской области, готовит ежегодные доклады о результатах по основным направлениям деятельности, обеспечивает формирование региональных модулей федеральных информационных систем.
В Кузбассобрнадзоре созданы и ведутся региональные реестры и локальные информационные системы, которые содержат установленную законодательством Российской Федерации полную, достоверную, актуальную информацию о системе образования Кемеровской области.
Ежегодно на основе данной информационной базы обрабатывается до 400 запросов юридических и физических лиц на предоставление информации по вопросам, находящимся в компетенции Кузбассобрнадзора.